Авто Букварь

Синтетика или Минералка?

Какое масло заливать в двигатель своего любимца – наиболее частый вопрос, возникающий у автолюбителей. Производители автомобилей в инструкциях к своим машинам довольствуются только обозначением вязкости и рекомендуют применять то или иное масло в зависимости от климатической зоны эксплуатации автомобиля.

Эти факты и явились предпосылками для не совсем корректного поведения производителей моторных масел. На мировом рынке смазочных материалов это проблема стоит уже достаточно давно, а самые громкие споры между конкурентами решались даже в судебном порядке. К слову сказать, именно решением суда в США, надписи, оглашающие химическую принадлежность масла к синтетической или минеральной группе, были признаны  маркетинговыми и не несущими технической информации.

Как результат "не пуганые" страны так называемого третьего мира, получили возможность применять "три синтетические" масла для своих автомобилей. На самом деле это лишь прием конкурентной борьбы производителей и, как правило тех, качество продукта, которых далеко от приемлемого стандарта.

 

Давайте развеем парочку основных мифов.

 

Состав.

Единственным определением состава моторного масла является невзрачная надпись «ПАО». При наличии этой надписи можно смело рассчитывать на то, что масло произведено из эфиров, а не нефти и соответственно является синтетическим. Кроме того, некоторые производители, «Mobil» например, любят писать основу полными словами. "Масло из синтезированных сложных эфиров полиолов" - такая надпись, несомненно, придает вес.

Все остальные масла, где прямо не указано, что они сделаны не из нефти, являются минеральными по определению, ибо нефть – минеральный продукт. Индекс вязкости не означает, состав масла. Другими словами 0w30, 5w40, 15w40, 20w50 могут быть как минеральными, так и синтетическими. Кроме того, мы будем не правы, если добавим некоторую часть эфиров в минеральную основу и назовем конечный продукт полу синтетикой.

 

Производство.

Теперь, что касается минеральных масел. Есть еще один миф, который пустили в народ нечистоплотные продавцы смазочных материалов и который не имеет прямого отношения к производителям оных. Это гидрокрекинг. Согласно приданию гидрокрекинг применяется для переработки использованного масла, а значит масла, произведенные по технологии гидрокрекинга – отработка. Это ложь.

При переработке нефти у вас есть всего три метода выделения парафинов:

 

  1. Точно замерять течение химических реакций и в нужное мгновение извлекать необходимую фракцию из перегонного куба. Этим методом пользуются достаточно успешно, но в другом производстве. Потому, что если применять его для производства основы для моторного масла, то банка масла будет стоить как не большой джип.
  2. Можно выделить ненужные фракции, химическим способом добавив реагенты, но этот метод тоже не самый дешевый, однако с успехом применяется для производства специальных масел.
  3. Наконец метод гидрокрекинга. Во время обработки просто применяют каталитическую реакцию и на выходе получают стабильную с хорошими окислительными показателями основу. Просто, дешево и сердито. В чем соль? В том, что при каталитическом гидрокрекинге ничего не из чего не удаляется. Все не нужные цепочки углеводородов преобразуются в те, которые необходимы и все!

 

Кроме того, базовые масла, полученные этим методом, в достаточной степени приближены к ПАО маслам по своим характеристикам. Единственным непреодолимым барьером между этими группами является окисление. ПАО масла не сравнимо более стабильны в этом параметре. Окисление это вообще основная проблема в старении масла. Мы уже касались этого момента.

Как же понять в какой банке, какое масло? Читайте этикетки. Кроме того, «Mobil», проиграв в свое время суд «Castrol», решил не мудрствовать лукаво и открыл серию «Mobil 1», где все масла именно синтетические. Кроме того, последняя рекламная компания этой корпорации, задвинула не плохую плюху любителям поговорить о течи сальников при применении синтетики в старых автомобилях. Дело в том, что и «New Life» и «Peak Life» и «Extended Life» являются ПАО маслами, т.е. 100% синтетикой и отличаются только кинематической вязкостью.

А современному автолюбителю гораздо важнее обращать внимание не на состав основы масла, а на те пакеты присадок, которые применяет производитель.