Описание повреждения
В гильзе цилиндра весь буртик гильзы полностью оторван. Трещина буртика начинается в углублении нижней кромки буртика гильзы и проходит под углом ок. 30° наверх.
Оценка повреждения
Такие повреждения вызваны изгибающими моментами, появляющимися при некачественной сборке (загрязнения и дефекты формы). Причины, приводящие к таким поломкам, различны. В большинстве случаев буртик гильзы цилиндра отжимается уже при затяжке головки блока цилиндров. В новых поколениях двигателей для грузовых автомобилей с системой впрыскивания «насос-форсунка» или «общий топливопровод высокого давления» нагрузка на блок двигателя все больше возрастает в связи с более высоким давлением горения.
В связи с конструктивным использованием в таких типах очень прочных стальных уплотнений головки блока цилиндров, после большого пробега может возникнуть перекос блок-картера в зоне опоры буртика гильзы. Деформацию опорной поверхности невозможно выявить чисто визуально без вспомогательных средств.
Простым методом контроля перекоса является использование туши. Тушь наносится очень тонким слоем на опорную поверхность буртика гильзы на блок-картер. После этого вставляют новую гильзу без уплотнений и вжимают гильзу в свое седло. Затем снова снимают гильзу. Опорная поверхность гильзы должна быть равномерно покрыта тушью по всему периметру. Если части поверхности не вошли в контакт в краской, необходимо доработать седло гильзы. Эту доработку лучше всего проводить на стационарном сверлильном станке или на переносном устройстве для торцовки буртика гильзы. Только таким образом обеспечивается плоскопараллельность к поверхности картера.
Возможные причины повреждения
- Не использовались предписанные уплотнения (уплотнения других изготовителей имеют отчасти другую форму и другой диаметр).
- Не соблюдались предписанные изготовителем двигателя моменты затяжки и углы затяжки.
- Седло гильзы в блок-картере не было тщательно очищено от грязи.
- Прямоугольность и/или плоскопараллельность опоры буртика не были обеспечены.
- При доработке седла гильзы не обращали внимания на правильную форму. Форма седла буртика должна соответствовать форме гильзы цилиндра.
Переход поверхности буртика к диаметру установочного седла должен иметь отбортовку в 0,5 - 1,0 миллиметра Х 45° (С) во избежание насадки закругленного перехода буртика гильзы на кромку. При несоблюдении этого на буртик воздействует чрезмерное давление при затяжке головки блока цилиндров.
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, чтобы радиус закругления на седле буртика не был слишком большим, чтобы гильза опиралась на буртике не на наружную или внутреннюю кромку. Если буртик гильзы не выходит за уплотнительную поверхность цилиндра на предписанный размер или если он входит даже немного вглубь, буртик при сборке недостаточно сильно прижимается к седлу гильзы.
При работе двигателя это может вызвать также качающееся движение гильзы из-за качательного движения поршня. Постоянно действующие из-за этого усилия приводят к тому, что буртик гильзы отламывается. Если необходимо доработать опору буртика гильзы при ремонте двигателя, то можно или вложить компенсационные шайбы из стали или использовать гильзы более крупных размеров, чтобы обеспечить необходимый выступ гильзы относительно поверхности цилиндра. Гильзе более крупных размеров буртика следует дать предпочтение по сравнению с компенсационными шайбами, потому что это ведет к технически большей стабильности.