ATF расходуется не просто в соответствии с километражем пробега, но и в зависимости от рабочей температуры. Имеются потенциальные значения пробега зависящие от температуры таким образом, как указано ниже, поэтому крайне важным является контроль за температурой ATF.
Соотношение температуры ATF к возможному пробегу:
- 80°С — 160 000км.
- 90°С — 80 000км.
- 105°С — 32 000км.
- 115°С — 16 000км.
- 125°С — 8 000км.
- 145°С — 2 400км.
- 155°С — 1 280км.
Для справки:
- Область нормальных значений температуры: -25°С – 170°С
- Обычное значение температуры: 100°С
- Значения температуры в экстремальных условиях: 150°С
- Значение температуры на поверхности сцепления: 393°С
Все вышеуказанные значения температуры в АТ неизбежно ведут к ухудшению ATF. В связи с этим возникает необходимость в обслуживании ATF, отличном от обслуживания моторного масла. Кроме того, пробег автомобиля зависит от типа населенного пункта (например, если это город с активными и пассивными циклами движения), от времени года (например, в летний сезон происходит повышение оборотов двигателя в режиме холостого хода), от режима вождения, от типа привода, например 4WD, поэтому степень ухудшения ATF бывает разной.
Например, бывает так, что автомобиль на высоких оборотах может заглохнуть, даже если рычаг переключения коробки передач установлен в позиции D. Если подобная ситуация повторяется несколько раз во время поездок по городу, это свидетельствует об ухудшении качества ATF — вне зависимости от километров пробега. По этой причине необходимо как можно раньше заменить ATF и провести проверку.
В таких автомобилях, как автомобили с 4WD, где температура ATF быстро повышается, в качестве мер для понижения температуры используется специально встроенное предупредительное табло (иногда – индикаторная лампочка), которое загорается автоматически при достижении температуры определенного уровня.
Когда табло загорается, это свидетельствует о том, что число оборотов двигателя увеличилось, но скорость осталась низкой. Именно в такой ситуации температура ATF сильно повышается.
Ситуации, когда табло быстро загорается:
- Пробуксовка при езде по снегу, песку
- Езда на очень низкой скорости на крутом подъеме
В этих и подобных ситуациях обороты двигателя повышаются, и если продолжать движение на низкой скорости, температура ATF будет продолжать возрастать, и автоматически загорится предупредительное табло. Немедленно остановите автомобиль в безопасном месте, переведите рычаг переключения коробки передач в позицию Р, но двигатель не глушите. Спустя некоторое время, когда табло погаснет, можно продолжить движение. Если спустя некоторое время табло не гаснет, не предпринимайте никаких мер самостоятельно и обратитесь в сервисный центр.
Пункты, на которые необходимо обратить внимание во время замены ATF
Процедура | На что обратить внимание | Причина |
---|---|---|
Проверка с помощью индикатора | Непременно используйте бумажную салфетку. | Чтобы избежать попадания мусора, оческов |
Проверка с помощью индикатора | Используйте индикатор нагрева (HOT), автомобиль должен находиться в горизонтальном положении. | Чтобы определить реальное количество жидкости |
Проверка с помощью индикатора | В зависимости от модели авто бывает, что отметку уровня на индикаторе трудно определить, поэтому необходим навык. | Это происходит из-за такого свойства ATF, как степень вязкости |
Проверка с помощью индикатора | Honda — В течение первой минуты после остановки двигателя | Особенность механизмов системы |
Проверка с помощью индикатора | Mitsubishi — Проверка в позиции N рычага | В позиции Р количество жидкости иное |
Проверка с помощью контроллера ATF | Не производите при отсоединенном шланге | Чтобы избежать попадания мусора |
Проверка с помощью контроллера ATF | Не производите при наличии мусора в шланге | Не устраняется очисткой |
Проверка с помощью контроллера ATF | Не проводите замену, если ATF густая, молочно-белого цвета | Большая вероятность неисправности |
Замена с помощью сменного устройства | Обычно шланг вставляется на длину индикатора + 10 см | Чтобы избежать проникновения его в систему АТ Есть опасность зажевывания наконечника |
Замена с помощью сменного устройства | Тщательно проверить количество отработанной ATF по индикатору | Чтобы избежать избытка / недостатка ATF |
Замена с помощью сменного устройства | Honda — Проводится в ручном режиме — не в авто | Особенность механизмов системы (существует опасность повреждения шестеренок) |
Замена с помощью сменного устройства | Mitsubishi — Проводится в ручном режиме — не в авто | Из-за особенностей маслянного насоса — требуется время |
Критерии замены | Первая замена ATF проводится после 60-70 тыс. км пробега. Заменяется примерно половина всей жидкости (при 8–литровой трансмиссии — 4 л) | Если замена ATF проводится регулярно, это не вызовет никаких проблем |
Критерии замены | Первая замена ATF проводится после 100 тыс. км пробега. Запрещена замена ATF | При большом километраже пробега выходная мощность двигателя растрачивается на все механизмы, и баланс поддерживается с трудом. С заменой ATF происходит оживление, жесткие механизмы заклинивает, и возникают неполадки в системе. |