Авто Букварь

Какие бывают аккумуляторы

Для начала разговора давайте возьмем один интересный факт.

Все аккумуляторы одинаковы.

Конечно, это касается только их принципиального устройства. Это все та же банка со свинцом, купающимся в кислотной ванне. Все точно так, как было создано мсье Планте в 1860 году. За это время многие ученые пытались что-то улучшить или совсем изменить в аккумуляторах для автомобилей, но в массовом производстве по-прежнему остается вариант с активной свинцовой массой и серной кислотой.

Чем же отличаются АКБ и почему на стоимость одних, можно приобрести с десяток более дешевых вариантов?

Давайте рассмотрим все версии.
Дело в том, что основные усилия производителей отдаются не принципиальному изменению устройства АКБ, а усовершенствованию его отдельных элементов. В частности достаточно сильные изменения претерпели сами пластины. Материалы, применяемые в пластинах, то же были значительно улучшены. Большой объем работ ведется над корпусами аккумуляторов.

Если привести это все к общему знаменателю, то станет понятно, что год от года АКБ становятся более надежными и более мощными, сохраняя при этом весьма скромные размеры.

 

Основные разновидности

 

Отличие первое:
Обычные не дорогие свинцовые аккумуляторы. В положительных пластинах сплав содержит сурьму. С течением циклов заряда и разряда сурьма оседает на отрицательных полюсах пластин, уменьшая этим напряжение необходимое для начала выделения газов. Другими словами, такие аккумуляторы с течением времени начинают кипеть постоянно и как факт не могут набрать необходимый заряд, теряя уровень электролита за счет выпаривания из него доли воды.

Мы рассматривали этот вариант в другом материале, но не много с другой стороны, хотя основная причина та же – перезаряд. Просто вызван он старостью АКБ.

 

Отличие второе:
Так называемые необслуживаемые аккумуляторы. Главная отличительная черта – практическое отсутствие сурьмы в материале токоотводов. Вместо нее начали применять кальций и олово. Главное было достигнуто. Теперь АКБ могли работать более двух лет без вмешательства специалиста. Как побочный эффект снизился саморазряд, почти в шесть раз.

Плохо было то, что после нескольких глубоких разрядов эти АКБ теряли половину емкости.

В результате вернулись к сурьме, но теперь к ней добавили кадмий для положительных электродов и оставили кальций на отрицательных.

Результат был средним, и эксперименты продолжились: олово, мышьяк, медь, селен и т.д. Все шло в ход. Многие, гибридные АКБ до сих пор производятся массово с тем набором металлов, который устроил того или иного производителя. Некоторые дошли до серебра.

Эти аккумуляторы отличаются, прежде всего, средней стоимостью внутри типового ассортимента и по-прежнему имеют крышки для доливки воды.

 

Отличие третье:
Применение серебра и более сложных сплавов позволило отдельным производителям отказаться от верхних крышек. Теперь в течение рекомендованного срока эксплуатации аккумулятора, он не требовал доливки воды, а те испарения, которые оказались неизбежными удалось конденсировать при помощи специальной конструкции крышки.

Вы, несомненно, узнаете в этих описаниях известные бренды. Но тут следует учитывать один не маловажный факт.

Дело в том, что отказ от верхних крышек это обоюдное решение производителей АКБ и производителей автомобилей. Вторые должны были обеспечить постоянство зарядного напряжения, т.к. это является критичным параметром для работы данного вида батарей. Средняя точность заряда должна быть ± 0,1 В... т.е. покупая такой аккумулятор для не очень исправной или не очень хорошо собранной машины, вы как бы "стреляете себе в ногу".

 

Отличие четвертое:
Полностью необслуживаемые аккумуляторы, без жидкого электролита. Электролит в таких батареях есть, но он приведен к состоянию геля. Во многом изменена химическая структура, но в целом все осталось как прежде. АКБ этого вида очень дорогие и имеют ряд особенностей пресекающих их широкое применение. Им требуется крайне точный ток заряда. Если превысить его всего на пять сотых вольта, то аккумулятор достаточно быстро полностью выйдет из строя. Помимо этой неприятной особенности емкость этих АКБ, как правило, на 20%-30% ниже, чем у «закрытых» батарей с обычным электролитом.