Описание повреждения
Поршневой палец полностью поломан на переходе между стержнем шатуна и одной из бобышек поршневого пальца, и имеет поперечную трещину. В более коротком куске наблюдается трещина по длине. Поверхности излома имеют характер усталостного излома.
Оценка повреждения
Поломки пальцев всегда являются следствием перегрузки при условии, что нет дефекта материала. Дефекты материалов можно, однозначно определить в рамках исследования материала поломанного пальца. Из-за овальной деформации поршневого пальца в отверстии при перегрузке на концах пальца образовывается продольная трещина, которая может исходить из наружной поверхности или из внутренней стороны отверстия.
Трещина проходит затем дальше в виде усталостного излома в направлении оси пальца. В зоне наибольшей нагрузки сдвига и изгиба между бобышкой поршневого пальца и бобышкой шатуна трещина превращается в поперечную трещину, что в конечном счете приводит к поломке всего пальца. На рис. показано, что первая трещина может возникнуть не только от перегрузки, но и от ненадлежащего обращения с поршневым пальцем при сборке. На торцевой стороне поломанного пальца ясно видно, что трещина появилась вследствие ударного повреждения (удар молотком). Этот факт показывает, что имеющаяся трещина - даже при нормальной нагрузке - может увеличиться и превратиться в усталостный излом, что в конечном счете может привести к полному излому.
Возможные причины повреждения
- нарушение режима сгорания в бензиновых и дизельных двигателях, особенно из-за детонационного воспламенения
- ненадлежащее выполнение работ при сборке поршневого пальца
- гидравлические удары.