Достаточно не редки случаи на дорогах, когда в аварию попадают водители, управляющие служебным автомобилем. Главной проблемой в подобной ситуации становится вопрос о том, кто несет ответственность.
Согласно букве закона транспортные средства являются источником повышенной опасности и если не доказано, что потерпевший имел некий злой умысел или на участников ДТП действовали некие непреодолимые силы, то ущерб должен быть возмещен в полной мере не зависимо от того, кто является фактическим владельцем автомобиля.
Но есть и обратная сторона. Должен ли выплачивать ущерб именно водитель автомобиля зарегистрированного на организацию? В данном контексте в качестве организации мы будем иметь в виду и частных предпринимателей и не будем рассматривать форму собственности и юридические условия пользования автомобилем.
Согласно 1064 статье, вред, причиненный личности или имуществу гражданина должен быть возмещен в полном объеме лицом, которое этот вред причинило. В равной степени это касается и организаций.
Кроме этого 1079 статья вводит такое понятие как водитель без вины. Это значит, что владелец автомобиля несет материальную ответственность вне зависимости от того, нарушал он правила дорожного движения или нет. Этот принцип работает и в том случае, когда в ДТП участвуют третьи лица. В подобных ситуациях ущерб выплачивается виновником, а если виноваты несколько водителей, то доля ущерба распределяется соразмерно вины каждого.
Крайне редко бывают ситуации, когда не виновны оба участника аварии. В таком случае, либо оба лишаются права на возмещение ущерба, либо ущерб разделяется в долях между участниками.
1068 статья все того же Гражданского Кодекса РФ перекладывает бремя выплаты ущерба на организацию, которой принадлежит автомобиль. Это касается любого вида предпринимательской деятельности. Конечно, в данном случае понимается тот факт, что водитель, попавший в ДТП, находился при исполнении своих служебных обязанностей.
Организация выступит в качестве ответчика и в суде, а водитель организации будет представлять лишь третье лицо со стороны ответчика. По этой причине весьма благоразумно высылать на место ДТП специального человека, который будет отстаивать интересы организации уже на этапе составления протокола.
Из всего выше сказанного следует, что по вине своего водителя организация несет убытки. Да это так. Однако согласно 1081 статье ГК РФ, организация может взыскать со своего водителя полный объем ущерба, но если водитель откажется выплачивать его из своей заработной платы, то обременить его можно будет только в судебном порядке. Кроме этого. Обратное требование возможно только в том случае, если виновником ДТП является именно водитель организации. Если организация понесла, какой либо ущерб не по вине водителя, то взыскивать с него возмещение в порядке регресса противозаконно.
Согласно статье 241 Трудового Кодекса РФ, работник несет материальную ответственность за причиненный ущерб, не более чем в приделах своего месячного заработка. Это справедливо, если не вступают в силу какие либо иные федеральные законы.
В случае если ущерб нанесен в результате административного нарушения и факт этого нарушения установлен уполномоченным гос. Органом, то в соответствии с шестым пунктом 243 статьи ТК РФ, на работника может быть возложена полная материальная ответственность и выплата полного объема причиненного ущерба. Однако для взыскания с работника ущерба в полном объеме, помимо решения суда у организации должен быть необходимый перечень документов подтверждающих тот факт, что организация возместила ущерб, нанесенный пострадавшей стороне.