Если несвоевременно проводить диагностику системы охлаждения и не менять необходимые элементы, то возникают проблемы с двигателем. Происходит перегрев двигателя или, проще говоря, автомобиль «закипает», особенно в летнее время года. В этом случае, проводится диагностика системы охлаждения и необходимые работы по ремонту, начиная с замены патрубка охлаждения и заканчивая заменой радиатора. Возможно, требуется замена антифриза, ремонт или замена термостата, электрического вентилятора, водяного насоса, ремня генератора, радиатора.
Почему возникает перегрев?
Изучите элементы системы охлаждения. Практически любой из них при определенных обстоятельствах может быть причиной перегрева двигателя. В основном такие проблемы в большинстве случаев вызывает недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе, плохое охлаждение жидкости в радиаторе, недостаточное уплотнение камеры сгорания, не герметичность в системе. Именно плохая герметичность системы является причиной уменьшения избыточного давления в системе.
Причиной плохого охлаждения жидкости в радиаторе является наружное загрязнение радиатора пылью, листвой, тополиным пухом, а также неисправность муфты или двигателя включения вентилятора, датчика, термостата. Возможно и внутреннее загрязнение радиатора. Раньше это было из-за накипи, после длительной работы двигателя на воде. Сейчас причиной загрязнения является использование разнообразных герметиков для радиатора. Такой эффект от них даже более сильный, чем от воды. Довольно большая проблема прочистить тонкие трубки радиатора, если они забиты таким средством. Обычно такие неисправности легко обнаружить и чтобы доехать до пункта назначения или СТО, необходимо долить жидкость в систему и включить отопитель.
Распространенная причина перегрева - недостаточное уплотнение камеры сгорания. Продукты сгорания топлива в цилиндре находятся под большим давлением. Они просачиваются в рубашку охлаждения через плохое уплотнение и оттесняют охлаждающую жидкость от стенок камеры сгорания. Также горячие газы дополнительно нагревают стенку. Недостаточное уплотнение возникает из-за трещин в головке или гильзе цилиндра, прогара прокладки головки, деформации привалочной плоскости блока или головки, которая и возникает вследствие перегрева. Как определить эту проблему? В расширительном бачке будет запах выхлопных газов, при работающем двигателе из расширительного бачка вытекает антифриз, после запуска двигателя быстро повышается давление в системе охлаждения, в картере появится эмульсия воды с маслом. Но определить окончательно, с чем связано недостаточное уплотнение камеры сгорания, можно только после разборки двигателя.
Причиной не герметичности системы охлаждения могут быть, чаще всего, трещины в шлангах, износ уплотнителя насоса, слабая затяжка хомутов, неисправность радиатора и другие. Течь радиатора может появиться после использования некачественной (неизвестного происхождения) охлаждающей жидкости, которая разъедает трубки, а если длительно эксплуатировать на воде, то быстро изнашиваются уплотнения насоса. Определить низкий уровень охлаждающей жидкости в системе и место утечки очень просто визуально.
В результате не герметичности системы охлаждения давление в системе падает до атмосферного. А чем меньше давление, тем ниже температура, при которой жидкость закипает. Т.е. если температура в системе около 100 градусов, то жидкость закипает.