Тормозная жидкость – рабочее тело, передающее давление в гидравлической тормозной системе.
По сути, получается так, что когда вы нажимаете на педаль тормоза, переданное вами усилие посредством тормозной жидкости передается на тормозные колодки вашего автомобиля. Основное заблуждение, приводящее к нехорошим результатам это неправильное понимания самой сути давления. Суть давления – напряжение сжатия и только потом уже отношение силы к площади. Почему это важно?
Тормозная жидкость (далее - ТЖ), как и большинство жидкостей – несжимаема. Другими словами переданное ей давление будет равным во всем объеме, занимаемом жидкостью. Но это касается только жидкостей.
При торможении тормозные механизмы автомобиля нагреваются до нескольких сот градусов. Тепло передается на всю систему тормозов, включая и ТЖ. Если гипотетически наполнить тормозную магистраль водой, то работать она будет, пока не закипит вода, а закипит она мгновенно. У пара нет вышеуказанных свойств передачи давления и как только вода превратиться пар тормозное усилие исчезнет.
Первое правило. ТЖ не должна кипеть. Как вывод из аналогии с водой, она не должна и замерзать по той же причине. Эти свойства должны сохраняться достаточно долгое время… как можно дольше.
Так что же это за жидкость?
Состав ТЖ достаточно прост, если не сказать – элементарен. В былые времена просто смешивали касторовое масло с бутиловым спиртом 1:1 и заливали этой смесью систему. В современном мире в качестве основы применяют эфиры полигликолей и добавляют к ним около 5% различных присадок. От сочетания этих компонентов и зависят основные свойства жидкости.
Основные свойства:
Температура кипения.
Чем выше температура, при которой в жидкости начинают образовываться пузырьки пара, тем меньше шансов получить паровую пробку во время торможения и провал тормозов как результат. Чем выше скорость автомобиля, тем больше тепла выделиться при торможении. Это первое различие в ТЖ.
Способность не замерзать при низких температурах и не разжижаться при высоких.
Средний диапазон температур, в которых ТЖ должна работать составляет период от -50 до +200 градусов Цельсия. Контролируемый параметр, отвечающий за прокачиваемость жидкости в тормозной магистрали – вязкость.
Теперь не много об окружении.
ТЖ не должна воздействовать на резиновые детали тормозных систем. При контакте с жидкостью они не должны изменять своих параметров.
Изменять размеры, разбухать, давать усадку, отвердевать и пр.
Металлы, входящие в контакт с ТЖ не должны подвергаться коррозии. Кроме этого пары трения, образуемые резиновыми манжетами и стенками металлических цилиндров, должны быть должным образом смазаны для предотвращения преждевременного износа.
Все эти свойства жидкости должны оставаться стабильными на протяжении длительного времени. Для этого ТЖ должна быть как можно более устойчивой к критичным перепадам температур и воздействию кислорода. Современные жидкости с успехом соответствуют этим требованиям, но у них у всех есть один недостаток.
Эфиры полигликолей делают жидкость «сухой» и в тоже время обладают свойством поглощать молекулы воды из атмосферы. Достаточно небольшого отверстия в крышке бочка, а оно есть на всех крышках для компенсации избыточного давления в системе, как жидкость начнет «мокнуть».
С течением времени она начнет закипать раньше, в холода в ней будут образовываться кристаллики льда, процессы окисления буду идти сильнее, а элементы тормозной системы будут активно покрываться коррозией.
Тормозная жидкость должна быть сухой!
Вот почему важно менять ее в срок, как правило, раз в два три года и не хранить бесконечно открытый флакон… проще и правильней, в случае необходимости купить новую жидкость.
Виды тормозных жидкостей.
Основное разделение происходит по температуре закипания и соответственно по вязкостным характеристикам. Остальные параметры схожи у всех жидкостей.
К основным классам относятся:
DOT 3 – для тихоходных транспортных средств (передние барабанные тормоза и Японцы)
DOT 4 – для современных автомобилей с дисковыми тормозами
DOT 5 – для спортивных автомобилей серийного производства
Правило здесь простое. Вы можете залить “крутую” жидкость в “простой” автомобиль, но не наоборот.
На сегодняшний день DOT 3 практически не используется, так что если вы купили автомобиль с правым рулем и обнаружили этот тип в инструкции, смело лейте DOT 4.
Мало информации? Тормозная жидкость в деталях.