Большинство автомобилей в мире снабжено АКПП. Количество их возрастает и в России. Возможных неисправностей АКПП очень много, ведь чем сложнее устройство, тем разнообразнее поломки. Что нужно знать о АКПП, чтобы продлить срок ее службы?
Давайте заглянем внутрь.
Принцип работы всех АКПП одинаков. Главная цель - плавно изменять передаточное число трансмиссии, учитывая скорость автомобиля. От двигателя на гидротрансформатор передается крутящий момент. Внутри гидротрансформатора три колеса с лопастями: на турбинное подается крутящий момент с помощью масла, находящееся внутри гидротрансформатора, насосное закреплено на коленчатом валу, а среднее колесо (реактор) – задает необходимые изменения крутящего момента.
Т.е. жесткой связи двигателя с АКПП нет, как в механической коробке при включенном сцеплении.
Автоматическая коробка передач позволяет с работающим двигателем и с включенной передачей удерживать автомобиль на месте тормозами. При коротких остановках так и надо поступать. Но длительно это делать не стоит, т.к. в результате снизится КПД гидропередачи и ухудшится динамика автомобиля.
Заводят двигатель на автомобиле с АКПП только в положениях N и P контроллера. Затем, чтобы начать движение, нажимают на тормоз и устанавливают рычаг в необходимую позицию. Когда произошел легкий толчек и обороты двигателя снизились, можно снять ногу с тормоза и нажать на педаль газа. При движении, если снять ногу с акселератора, то автомобиль медленно катится. Таким образом, можно парковать машину, немного отпуская тормоз. Исправная АКПП переключается довольно быстро, задержка не больше секунды.
Переключение на задний ход происходит через «нейтраль», а автомобиль в этот момент не должен двигаться – это железное правило! Некоторые автолюбители пытаются проверить, можно ли затормозить машину включением заднего хода при движении вперед и наоборот. Такой эксперимент обходится дорого - стоимость ремонта АКПП около тысячи долларов.
Что касается режима «parking». Включать его нужно только после полной остановки. Если включить «parking» на ходу, то стопор тормоза будет отскакивать от зубчатого венца, раздастся треск. Тормозного эффекта при этом не создается, а вот стопор может выйти из строя.
Как продлить жизнь АКПП?
Переключение через «нейтраль» вызывает работу всех элементов Автоматической коробки передач. Поэтому, начиная движение из режима «parking», быстро передвиньте рычаг через «задний ход» так, чтобы он не включился. Также при торможении – остановив полностью машину, сразу переведите контроллер в положение P через N и R. Также не следует включать «нейтраль» у каждого светофора и пользоваться накатом – вылетает диапазон N.
Нужно ли прогревать АКПП перед началом движения?
Современные масла дают возможность не прогревать. Только в сильный мороз можно дать поработать немного машине на «нейтрали». После долгой стоянки движение лучше начинать с низких диапазонов.
Трансмиссия живет дольше, если меньше жмешь на газ. Поэтому режимом kick-down нужно пользоваться по необходимости, а диапазоны трансмиссии во время движения переключать при отпущенной педали газа.
Что губит АКПП?
1. долгая пробуксовка без включенного пониженного диапазона;
2. буксировка автомобиля с выключенным двигателем;
3. нельзя заглохший двигатель на машине с АКПП заводить с ходу;
4. сильный перегрев двигателя.