Авто Букварь

Спецификации моторных масел

Условные сокращения

AAMAАссоциация американских изготовителей автомобилей
АСЕААссоциация европейских изготовителей автомобилей
AFNORФранцузская ассоциация стандартизации нефтепродуктов
AGMAАмериканская ассоциация изготовителей передач
ANSIАмериканский национальный институт стандартизации
APIАмериканский институт нефти
ASTMАмериканская ассоциация испытаний и материалов
ССМСКомитет изготовителей автомобилей Общего рынка (заменен АСЕА)
DINНемецкие промышленные стандарты
EEC(СЕЕ)Европейское экономическое сообщество
IPИнститут нефти (Великобритания)
ISOМеждународная организация стандартизации
JAMAЯпонская ассоциация изготовителей автомобилей
JISЯпонские промышленные стандарты
NLGIНациональная ассоциация пластичных смазок (США)
SAEОбщество инженеров-автомобилистов
NMMAНациональная ассоциация производителей судовых двигателей

МОТОРНЫЕ МАСЛА

классификация моторных масел по вязкости - SAE J 300 (март 1993 г.)

  Низкотемпературная вязкость Высокотемпературная вязкость
Класс вязкости по SAE Проворачиваемость а), МПа·с, mах, при температуре,°С Прокачиваемость b), МПа·с, max, при температуре,°С Кинематическая вязкость c), мм2/c при 100°С
min                        max
При высокой скорости сдвига d), МПа·с, при 150°С и 10^6 c-1, min
0 W 3250 при -30 30000 при -35 3,8 - -
5 W 3500 при -25 30000 при -30 3,8 - -
10 W 3500 при -20 30000 при -25 4,1 - -
15 W 3500 при -15 30000 при -20 5,6 - -
20 W 4500 при -10 30000 при -15 5,6 - -
25 W 6000 при -5 30000 при -10 9,3 - -
20 - - 5,6 < 9,3 2,6
30 - - 9,3 < 12,5 2,9
40 - - 12,5 < 16,3 2,9 (10W/40, 5W/40,10W/40 классы)
40 - - 12,5 <16,3 3,7 (15W/40, 20W/40,25W/40, 40 классы)
50 - - 16,3 < 21,9 3,7
60 - - 21,9 < 26,1 3,7
  • ASTM D 2602 - имитатор холодного пуска CCS;
  • ASTM D 4684 и D 3829 - мини-ротационный вискозиметр MRV;
  • ASTM D 445 - стеклянный капиллярный вискозиметр;
  • ASTM D 4683 - конический имитатор подшипника.

АНАЛОГИ ВЯЗКОСТНЫХ КЛАССОВ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО КЛАССИФИКАЦИЯМ РОССИИ И SAE

Россия SAE   Россия SAE   Россия SAE
5W   12 30   4з/10 10W/30
10W   14 40   5з/10 15W/30
15W   16 40   5з/12 15W/30
20W   20 50   6з/10 20W/30
6 20   3з/8 5W/20   6з/12 20W/30
8 20   4з/6 10W/20   6з/14 20W/40
10 30   4з/8 10W/20   6з/16 20W/40

АНАЛОГИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ КЛАССОВ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО КЛАССИФИКАЦИИ РОССИИ И API

Россия API   Россия API
А SB   В2 CB
Б SC/SA   Г SE/CC
Б1 SC   Г1 SE
Б2 CA   Г2 CC
В SD/CB   Д CD
B1 SD   Е -

КЛАССИФИКАЦИЯ API МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМ СВОЙСТВАМ

Группа масел Рекомендуемая область применения   Группа масел Рекомендуемая область применения
Категория S (карбюраторные двигатели)   Категория С (дизельные двигатели)
SA Двигатели, работающие в легких условиях   СА Двигатели, работающие при умеренных нагрузках на малосернистом топливе
SB Двигатели, работающие при умеренных нагрузках   СВ Двигатели без наддува, работающие при повышенных нагрузках на сернистом топливе
SC Двигатели, работающие с повышенными нагрузками (модели выпуска до 1964 г.)   СC Двигатели (в том числе с умеренным наддувом), работающие в тяжелых условиях
SD Двигатели, работающие в тяжелых условиях (модели выпуска до 1968 г.)   СD Двигатели с высоким наддувом, работающие в тяжелых условиях на высокосернистом топливе
SE Двигатели, работающие в тяжелых условиях (модели выпуска до 1972 г.)   CD-II То же, с учетом специфических требований двухтактных двигателей
SF Двигатели, работающие в тяжелых условиях на неэтилированном бензине   СЕ Двигатели с высоким наддувом (модели выпуска с 1983 г.), эксплуатируемые в тяжелых условиях (высокие нагрузки, малая частота вращения)
SG Двигатели выпуска с 1989 г.   CF-4 Двигатели выпуска с 1990 г.
SH Двигатели выпуска с 1994 г.   CF-2 Улучшенные характеристики CD11 для двухтактных двигателей
CG-4 Двигатели выпуска с 1994 г. Улучшены характеристики CF-4 и ужесточены требования к токсичности отработанных газов

КЛАССИФИКАЦИЯ ССМС МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМ СВОЙСТВАМ

Комитет изготовителей автомобилей Общего рынка — ССМС — (в настоящее время заменен АСЕА) разработал классификацию моторных масел, наиболее полно отвечающую требованиям европейских двигателей.

Классификация ССМС, также как и API, делит моторные масла на классы отдельно для карбюраторных и дизельных двигателей. Отдельные классы масел ССМС сопоставимы по свойствам с маслами API и определяются комплексами лабораторных и моторных испытаний, подобных существующим в США.

Класс масла Рекомендуемая область применения   Класс масла Рекомендуемая область применения
Масла для карбюраторных двигателей   Масла для дизелей
G1 Двигатели, работающие в обычных условиях   D1 Двигатели без наддува, работающие при обычных условиях
G2 Двигатели современных легковых автомобилей, работающие в ужесточенных условиях   D2 Двигатели без наддува для тяжелых условий или с наддувом для умеренных условий
G3 Двигатели современных и перспективных автомобилей, предъявляющие высокие требования к вязкостным и противоокислительным свойствам масла   D3 Двигатели с наддувом для особо тяжелых условий
G4 Двигатели современных и перспективных автомобилей, используемых для езды на скоростных автострадах   РD1 Дизели легковых автомобилей
D4 Двигатели с высоким наддувом, работающие в тяжелых условиях
G5 Двигатели спортивных скоростных автомобилей, предъявляющие особые требования к противоокислительным, вязкостным и противоизносным свойствам масла   D5 Двигатели с высоким наддувом, работающие в особо тяжелых условиях
РD2 Двигатели с турбонаддувом для легковых автомобилей, предъявляющие особые требования к диспергирующим свойствам масла

ВОЕННЫЕ СПЕЦИФИКАЦИИ США

Для описания требований к качеству моторных масел наряду с классификацией по API в гражданской сфере применяются спецификации американской армии (MIL).

При составлении спецификаций армия тесно сотрудничает с ASTM и SAE и предписывает те же испытания, что и API. Но вдобавок выдвигаются и другие требования, учитывающие применение в тактических транспортных средствах моторного масла не только в двигателях, но и в других агрегатах.

Так как спецификации по MIL предназначены только для военных учреждений как основа для заказов, они ориентированы на их потребности.

Для упрощения ограничились двумя спецификациями

MIL-L46152: моторное масло для транспортных средств, в основном с карбюраторными и дизельными двигателями, работающими в условиях "средней тяжести".

MIL-L2104: моторное масло для тактических транспортных средств, в основном с дизельными двигателями с наддувом, которое в экстренных случаях можно применять и в карбюраторных двигателях.

Новейший вариант спецификации обозначается добавлением буквы (в алфавитном порядке). В отличие от API все предыдущие варианты для военных целей теряют свою силу, хотя в гражданской сфере они могут и впредь служить для обозначения качества.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

Многое производители предъявляют дополнительные требования к маслам, которые применяются в их двигателях. Только при эксплуатации с соответствующим этим спецификациям маслом они принимают на себя полную гарантию производителя. Для этой цели некоторые производители составляют списки, в которых перечисляются все проверенные и апробированные ими продукты.

Отдельные дополнительные требования фирм приведены ниже

BMW ведет для так называемых "специальных масел" список со всеми проверенными и апробированными продуктами. Под "специальными маслами" подразумеваются масла, допускаемые для всесезонного применения в двигателях. Предпосылкой включения масел в список "специальных" является проведение испытаний двигателя, компанией разработанного BMW.

MAN вдобавок к классам по API, спецификациям MIL и ССМС требует испытаний масел в моторе MWM-B, а масел SHPD в моторе MAN D 2866. Соответствующие нормы обозначаются 270 для сезонных масел, 271 для всесезонных масел и QC 13-017 для масел SHPD.

Mercedes Benz публикует так называемые списки проверенных и апробированных смазочных материалов (моторных и трансмиссионных масел, консистентных смазок и т.д.). Апробированные моторные масла перечисляются на следующих листках:

Листок 226.0/1: сезонные/всесезонные масла для дизельных легковых автомобилей и грузовых автомобилей без наддува. Масла для двигателей легковых автомобилей с наддувом должны соответствовать и ССМС PD-1.

Листок 226.5: всесезонные масла для карбюраторных двигателей и дизельных двигателей в соответствии с листком 226.1.

Листок 227.0/1: сезонные/всесезонные масла для всех дизельных двигателей с удлиненными интервалами замены масла и для двигателей грузовых автомобилей без наддува.

Листок 227.5: масла соответствуют указанным на листке 227.1, но их можно применять и для карбюраторных двигателей.

Листок 228.0/1: сезонные/всесезонные масла для всех дизельных двигателей с удлиненными интервалами замены масла и для грузовых автомобилей с наддувом.

Листок 228.2/3: сезонные/всесезонные масла для всех дизельных двигателей, с более удлиненными интервалами замены масла и для грузовых автомобилей с дизельными двигателями производства с 1988 г.

Porshe выпускает свою информацию по апробированным маслам. На основе успешно проведенных фирмой Porshe моторных и лабораторных испытаний этим маслам характерны удлиненные интервалы замены.

VW/Audi специфицирует масла нормой 501.01 для применения в карбюраторных и дизельных двигателях без наддува. Апробированные для круглогодичного применения масла должна соответствовать норме 500.00. Пригодные и для дизельных двигателей с наддувом масла соответствуют норме 505.00. В норме VW, кроме требований ССМС, указаны дополнительные требования к маслам. При этом речь идет о моторных и лабораторных испытаниях, а также физико-химических свойствах.


ТРАНСМИСИОННЫЕ МАСЛА

классификация sae трансмиссионных масел по вязкости

Класс вязкости no SAE Максимальная температура достижения динамической вязкости 150 Па·с, °С Кинематическая вязкость при 100·C,.мм^2/c
минимальная максимальная
75W -40 4,1 -
80W -26 7,1 -
85W -12 11 -
90 - 13,5 < 24
140 - 24 < 41
250 - 41 -

ВОЕННЫЕ СПЕЦИФИКАЦИИ США

MIL-L-2105 А - технические условия на смазочные материалы для коробок передач автомобилей; примерно соответствуют API GL-4.

MIL-L-2105 В - наиболее употребляемые в настоящее время технические условия на трансмиссионные масла для гипоидных передач; могут быть сравнены с API GL-5.

MIL-L-2105 С - действующие с 1976 г. технические условия для всесезонных трансмиссионных масел классов вязкости 75W, 80W/90 и 85W/140. Они превосходят спецификацию MIL-L-2105 В и соответствуют API GL-5.


СПЕЦИФИКАЦИИ МАСЕЛ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКИХ И ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКИХ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ

СПЕЦИФИКАЦИИ ФИРМЫ GENERAL MOTORS
Поскольку к трансмиссионным жидкостям для автоматических коробок передач предъявляются особые требования, крупнейшая фирма по производству коробок передач General Motors Co (Дженерал моторс корпорейшн) уже давно разрабатывает отдельные спецификации для автоматических трансмиссионных жидкостей
(Automatic Transmission Fluids - ATF).

ATF типа А обозначала тот тип масла, который был пригоден для автоматических коробок передач легковых автомобилей. Маслам, с успехом прошедшим испытания, присваивались квалификационные номера AQ. Квалификационные номера AQ устанавливались по договору с фирмой General Motors бронетанковым исследовательским центром "Amour Research" в виде "Amour Qualification N".

DEXRON (В) — действующие в настоящее время спецификации для жидкостей для автоматических коробок передач фирмы General Motors. Многие изготовители или покупатели подобных коробок передач тоже пользуются этими спецификациями. Допуск фирмой General Motors производится под так называемым номером "В".

DEXRON II (General Motors 6137 М) является новейшей спецификацией жидкостей для автоматических коробок передач. В ней ужесточаются требования, предъявляемые к жидкостям для автоматических трансмиссий. Она включает все предыдущие спецификации, а в целях охраны окружающей среды запрещает применение спермацетового масла в качестве присадки.

Жидкости Аллизона: тип С1 и тип С2 заменяются техническими условиями DEXRON II; тип СЗ - MIL-L-2104D.


СПЕЦИФИКАЦИИ ФИРМЫ FORD
Жидкости для автоматических трансмиссий типа F, согласно последним спецификациям фирмы Ford M2C33F и M2C33G, по коэффициенту трения существенно отличаются от жидкостей DEXRON. Фирма Ford отдает предпочтение коэффициенту трения, который увеличивается со снижением скорости скольжения, в то время как фирма General Motors требует снижения коэффициента трения в этом случае.

Жидкости для автоматических трансмиссий типа ATF согласно спецификациям фирмы Ford M2C138-CJ и М2С166Н можно частично заменять жидкостями DEXRON II.


КЛАССИФИКАЦИЯ API ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ ПО ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Группа Область применения. Состав
GL-1

Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи в условиях низких скоростей и нагрузок. Минеральные масла без присадок или с антиокислительными, противоизносными и противопенными присадками без противозадирных компонентов.

GL-2

Червяные передачи, работающие в условиях GL-1, но с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам. Могут содержать антифрикционный компонент.

GL-3

Обычные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, работающие в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам. Обладают лучшими противоизносными и противозадирными свойствами, чем GL-2.

GL-4

Автомобильные трансмиссии с гипоидной передачей, работающие в условиях больших скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при высоких крутящих моментах. Обязательно наличие высокоэффективных противозадирных присадок.

GL-5

Автомобильные гипоидные передачи, работающие в условиях больших скоростей и малых крутящих моментов, при действии ударных нагрузок на зубья шестерен - при высоких скоростях скольжения. Должны содержать большое количество серофосфоросодержащей противозадирной присадки.

GL-6

Автомобильные гипоидные передачи с повышенным вертикальным смещением осей шестерен, т.е. работающие при повышенных скоростях, ударных нагрузках и высоких крутящих моментах. Содержат большее количество серофосфоросодержащей противозадирной присадки, чем масла GL-5.


ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ

классификация NLGI пластичных смазок по консистенции

Класс Диапазон пенетрации Визуальная оценка консистенции
000 445...475 Очень мягкая, аналогичная очень вязкому маслу
00 400...430 То же
0 355...385 Мягкая
1 310...340 То же
2 265...295 Вазелинообразная
3 220...250 Почти твердая
4 175...205 Твердая
5 130...160 Тоже
6 85...115 Очень твердая, мылообразная

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ МАСЛА

классификация вязкости масел по ISO

Класс вязкости по ISO Средняя вязкость при 40°С, мм^2/c Пределы кинематической вязкости, мм^2/c, при 40°С
min max
ISO VG 2 2,2 1,98 2,42
ISO VG 3 3,2 2,88 3,52
ISO VG 5 4,6 4,14 5,06
ISO VG 7 6,8 6,12 7,48
ISO VG 10 10 9,00 11,00
ISO VG 15 15 13,5 16,5
ISO VG 22 22 19,8 24,2
ISO VG 32 32 28,8 35,2
ISO VG 48 46 41,4 50,6
ISO VG 68 68 61,2 74,8
ISO VG 100 100 90,0 110
ISO VG 150 150 135 165
ISO VG 220 220 198 242
ISO VG 320 320 288 352
ISO VG 460 460 414 506
ISO VG 680 680 612 748
ISO VG1000 1000 900 1100
ISO VG1500 1500 1350 1650

СПЕЦИФИКАЦИЯ AGMA

Американская ассоциация изготовителей передач (AGMA) издает спецификации для индустриальных масел. В эти спецификации входят как чисто минеральные масла с ингибиторами коррозии и антиокислителями, так и трансмиссионные масла со смягчающими противозадирными присадками (мягкие ЕР).

Спецификация AGMA, наряду с классификацией вязкости, распространяется и на другие свойства масел: индекс вязкости (минимум 90), устойчивость к окислению, зашита от коррозии и ржавления, пенообразующая способность, водоотделительная способность и чистота масла.

Трансмиссионные масла типа ЕР (Extrie Pressure) дополнительно должны проходить испытания на противозадирные свойства и растворимость присадок.

Стандартные спецификации AGMA смазочных материалов для закрытых промышленных трансмиссий

Трансмиссионные масла с антикоррозионными и антиокислительными присадками Трансмиссионные масла с противозадирными присадками ASTM-ASLE градус-номер Диапазон вязкости
SUS при 100F мм^2/C при 38С
1-S 215193...23541,4...50,6
22ЕРS 315284...34761,2...74,8
3ЗЕРS 465417...51090...110
44ЕРS 700625...765135...165
55ЕРS 1000918...1122198...242
66ЕРS 15001335...1632288...352
7 комп*7ЕРS 21501919...2346414...506
8 комп *8ЕРS 31502837…3467612...748
8А комп*-S 46504171...5098900...1100

* Компаундированные масла; содержат от 8% до 10% жирных или синтетических масел


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

методы оценки физико–химических и эксплуатационных свойств масел, применяемые в международной практике

Показатели ГОСТ ASTM IP DIN ISO AFRON
Вязкость кинематическая 33 D 445 71 51562 3104 Т 60100
Индекс вязкости Таблица D 2270 226 51564 2909 Т 60136
Температура вспышки:
в открытом тигле 4333 D 92 36 51376 2592 Т60118
в закрытом тигле 6356 D 93 34 51758 2719 -
Температура застывания 20287 D 97 15 51597 3016 Т 60105
Температура помутнения 5066 D 97 15 51351 3016 -
Кислотное число 5985 D 974 139 51558 - Т 60112
11362 - 117 -    
Щелочное число 11362 D 2896 271 51596 3771 -
- D 664 - - -  
Коксуемость (по Рэмсботтому) 19932 D 189 13 51551 - -
  D 524 14      
Зольность 1461 D 482 4 51575 3987 -
Число омыления 17362 D 94 136 51559 - -
Анилиновая точка 12329 D 611 2 51775 2977 М07021
Коррозия стальных и медных пластинок 2917 D 130 154 51759 2160 -
Коррозия на стальных стержнях 19199 D 665B - 51585 7120 -
Деэмульсация 12068 D 1401 19 - - Т 60125
Совместимость масла с резиновыми уплотнениями 9.030 D 471 278 53521 - -
Стабильность против окисления  в лабораторном приборе 981 D 943 157 51587 - Т 60150
Пенообразование Проект ГОСТ D 892 146 51566 DP 6247 Т 60129
Механическая стабильность 10497 D 2603 - 51352 - .
Плотность 3900 D 1298 160 51757 3675 Т 60101
Цвет 20284 D 1500 196 51578 2049 Т 60104

Формула перевода температур (фаренгейт–цельсий)

°С = 5/9 (°F-32)°F = 9/5 (°С) +32